Культурологическая история вина

Знаниям человечества о вине около десяти тысяч лет. Виноградная лоза – старейшее культурное растение. Согласно Библии, Ной после Потопа посадил виноградную лозу, а затем сделал вино. Он опьянел, очевидно, из-за чрезмерного употребления перебродившего виноградного сока. Иаков притупил бдительность Исаака вином, а царь Соломон посчитал вино вторым по величине наслаждением для человечества, после поцелуя влюблённых в Песни Песней. Однако Исайя осуждает людей, которые пьют с утра. Некоторые факты показывают, что об опьяняющих свойствах алкоголя в вине, люди знали ещё в глубокой древности. По словам сэра Джона Малкольма (1789-1833), первые достоверные исторические свидетельства о производстве «благородной мальвазии» (вина) относятся к эпохе персидской культуры. На это указывает дамасский сосуд, служивший для хранения гроздей винограда. В эпосе о Гильгамеше (примерно 2700 гг. до н. э.) бог Ут-Напиштим советует выжившим после потопа посадить виноградную лозу.

В вавилонской табличке Ниппура (2200 г. до н.э.), которую также можно считать древнейшей фармакопеей мира, мы уже можем прочитать об использовании мазей, смешанных с вином, против кожных заболеваний. На египетских папирусах Эберса (1500 г. до н. э.) вино и препараты, смешанные с вином, рекомендуются против астмы, запоров, диспепсии, а также для лечения эпилепсии и, что удивительно, для профилактики желтухи. Последнее можно интерпретировать как то, что при плохих гигиенических условиях инфекционный гепатит (А и Е) можно предотвратить, употребляя вино, не содержащее вируса, вместо питьевой воды, заражённой вирусом гепатита.

В Талмуде тоже есть восхваление вина: «Вино — лучшее лекарство, если его не хватает, может возникнуть необходимость в лекарстве». Гиппократ, выдающийся врачебный деятель древнегреческой культуры (460-370 гг. до н.э.), рекомендовал этот напиток для лечения ран, укрепления физически утомлённых людей, а также в мочегонных, слабительных и успокаивающих целях. В греческой мифологии Дионис был богом вина.

В Ветхом Завете, происхождение которого можно датировать 180-ми годами до н. э., можно прочитать следующее: «Вино, употребляемое в меру, — радость тела и сердца, умеренное питье — здоровье для тела и души», но в некоторых строках после этого, завет гласит: «Чрезмерное увлечение вином вызывает страх, гнев и много несчастий» (Книга Сираха). Асклепиад (124-40 гг. до н. э.), врач Цицерона, рекомендовал вино в дополнение к диете, физическим упражнениям, купанию, массажу, воздушной терапии и прослушиванию музыки для освежения организма. Цельс уже классифицировал старые и молодые, сухие и сладкие, пряные и натуральные вина.

В Римской империи военный хирург Нерона Диоскорид (80 г. н. э.) рекомендовал вино для дезинфекции ран, анестезии и предотвращения нагноения. Гален (131–201 гг. н. э.), который сначала был врачом гладиаторов, а затем придворным врачом Марка Аврелия, заметил, что раны, обработанные вином, не обнаруживают нагноения. Он приготовил множество препаратов, в том числе несколько лекарств, растворенных в вине или смешанных с ним. Множество галеновых препаратов можно найти в фармакопеях и в наши дни. Вакх считался богом вина, и существует несколько исторических и литературных описаний оргий, устраиваемых его жрицами-вакханками.

Кроме того, римляне использовали такие травы, как тимьян, розмарин, мирт и сельдерей, для приправы свои алкогольные напитки, а затем выбор расширили венецианские купцы, которые импортировали кардамон, корицу, имбирь, сандал и мирру в Европу из Восточной Африки, Индии и Индонезии.

Чистый спирт, вероятно, итальянцы уже изготавливали из продукции виноделия в одиннадцатом веке, и вскоре его начали использовать практически при профилактике/лечении всех заболеваний. Этот продукт возгонки продавался в аптечных лавках под названиями aqua vitae, aqua ardens и Spiritus Vini. В начале четырнадцатого века Арнольдус де Вилланова (1234-1311) также изготовил чистый спирт и включил изготовленный им самим алкогольный напиток в известную Фармакопею Средневековья. Вилланова был каталонским врачом и профессором Университета Монпелье. Он написал книгу о вине под названием Liber de vinis, в которой рекомендовал алкоголь в терапевтических целях при ряде заболеваний, как для лечения, так и для профилактики. Так он считал его полезным против меланхолии, считал, что он очищает кровь, расширяет сосуды, согревает внутренние части тела, усиливает мышление, предотвращает поседение волос. Средневековые врачи унаследовали знания о пользе винных напитков для профилактики заболеваний печени (вирусного гепатита).

Амбруаз Паре (1509–1590), несомненно, самый выдающийся хирург эпохи Возрождения, много занимался дезинфицирующим действием производных виноделия. Он начал работать парикмахером в возрасте 13 лет, а когда ему было 19 лет, он пошёл в армию и написал книгу о лечении ран, полученных от огнестрельного оружия, которая была переведена на многие языки. В битве при Пьемонте он обрабатывал раны раненых мазью из яичного желтка, розового масла и скипидара, смешанными с вином, чтобы защитить раненых солдат от инфекций.

В средневековой Европе пряные вина производились в итальянских, немецких и французских винодельческих регионах, но со второй половины восемнадцатого века Турин в Италии стал центром производства этой продукции. При производстве вермутов, в их основу вносят добавки растительного происхождения, которые можно использовать в пищу, или полученные из них спиртовые экстракты.

Основываясь на опыте, накопленном за многие века, спектр используемых трав чрезвычайно расширился по сравнению с первоначально использовавшейся полынью, посредством которой получали абсент. Использовать в изготовлении спиртовых препаратов стали растения, которые не содержат токсичных компонентов. Однако и сейчас в фармакологии присутствует значительное количество летучих соединений и ароматических веществ, хорошо растворяемых в спиртовой среде, что обуславливает особый вкус и аромат продукции. Растения иногда используют, в виде добавок, в современном виноделии. Большинство используемых растений обладают значительным содержанием полифенолов, и поэтому, помимо приятного и гармоничного ароматизирующего эффекта. Например, вермуты содержат эти важные для здоровья фитохимические вещества в больших количествах по сравнению с грузинским вином, изготавливаемым старинным способом в квеври, где вся ягода, вместе с косточками и кожурой, используется в качестве основного исходного сырья. Хотя и в красных сухих грузинских винах присутствует повышенное содержание полезных полифенолов.

Метки записи:  ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые вкусные рецепты на нашей странице в Вконтакте
Другие рецепты

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.